четверг, 11 ноября 2010 г.

"Призрак"

Давненько я не смотрел фильмов Романа Полански. После замысловатой драматичности "Пианиста" и мрачной тяжеловесности диккенсовского "Оливера Твиста" Полански, похоже, вернулся к излюбленным темам и приемам, не раз опробованным им на практике в таких блестящих фильмах, как "Китайский квартал", "Жилец" и "Неукротимый".
Признаюсь, я получил истинное удовольствие, посмотрев его новый фильм "Призрак" (The Ghost Writer, 2010), который недавно вышел на экраны в России. Это произведение Романа Полански войдет в историю как фильм, сделанный заключенным. К счастью, арест режиссера в сентябре 2009 года на кинофестивале в Цюрихе не стал причиной, чтобы остановить post-production картины, монтаж которой автор закончил уже в швейцарской тюрьме. Посмотрев фильм, вы поймете, что правоохранительные органы Швейцарии совсем не случайно вдруг поддались требованиям из США арестовать Полански для выдачи и расправы за давнее изнасилование 1978 года, жертва которого давно отвергала все обвинения...

Ghost Writer переводится как "писатель-призрак", по-нашему -- "литературный негр". Фильм как раз о таком безымянном пишущем негре, который трудится над мемуарами бывшего премьер-министра Великобритании Адама Лэнга. Попутно выясняется, что у негра был предшественник, который погиб таинственной смертью как раз накануне сдачи в издательство будущего мирового бестселлера. Чтобы доработать и быстро завершить мемуары политика, издательство нанимает Призрака -- журналиста-профессионала. Призрак получает вроде бы нехитрое задание, причем, за сумасшедшие деньги. Но обычно успешный Призрак даже не представлял себе, что задача написать мемуары высокопоставленного политика -- из числа смертельно опасных. Особенно, когда в биографии героя сплошь и рядом обнаруживаются белые пятна, подозрительно напоминающие государственные тайны, неожиданно объясняющие, почему при премьере Адаме Ланге Великобритания вела столь преданную США политическую линию. Даже в случае с войной в Ираке, когда авантюру США отказались поддерживать многие страны, а некоторые подвергали американский милитаризм жесткой критике, Великобритания оказалась самой верной союзницей американцев...
Фильм сделан просто, лаконично и красиво. И удивительно сильно и свежо. Он не похож на многочисленные занудные политические триллеры, в которых все понятно с первого кадра. "Призрак" развивает любимую тему Полански -- столкновение обывателя с абсолютным злом. Адама Лэнга блестяще играет Пирс Броснан. Конечно, Адам Лэнг -- не Тони Блэр, но намек в фильме делается именно на него, точнее, на его однозначно проамериканскую политику.

Оторваться от экрана невозможно. Саспенс возникает буквально из пустоты -- автосигнализация, GPS-навигатор, плазменный телевизор. Политическая патология, аккуратно спрятанная под вылизанной картинкой, выскакивает редко, но эффектно. Полагаю, Юэн Макгрегор исполняет в этом фильме свою лучшую роль. Его безымянный герой (Призрак), по собственной воле вступивший на опасную территорию, бегает по фильму с необузданным детским любопытством, и беспечная увлеченность не гаснет в его глазах даже когда проливается первая кровь. И лишь окончательно разгадав последнюю загадку, он, самоудовлетворенный, в самом финале фильма выходит из кадра, чтобы окончательно превратиться в свое лучшее произведение...

В основу сценария фильма положен роман Роберта Харриса. Увы, этот роман мне еще не довелось прочитать. Но очень хотелось бы узнать мнение тех, кто его уже читал. А также любопытно сравнить роман с фильмом.



Роман Полански -- мастер визуального искусства. И этот фильм подтверждает, что режиссер умеет сделать потрясающей красоты картинку, способную передать атмосферу происходящего на экране. Фильм "Призрак" -- более чем достойная работа именитого режиссера, способная, я уверен, побороться за призы ключевых мировых кинофестивалей. "Серебряного медведя" за режиссуру, которого Полански уже присудили на Берлинском кинофестивале, он лично получить не смог, так как находился в заключении.

Подождем "Оскара", чтобы еще раз убедиться в этом? Посмотрим, насколько слабы кишки у американских киноакадемиков. Впрочем, 12 июля 2010 года власти Швейцарии отказали американскому правительству в экстрадиции Полански в США и освободили режиссера из-под домашнего ареста. Но в США Полански добровольно даже за "Оскаром" не поедет, так как там его наверняка ждет суд и тюрьма.

Вообще-то политический триллер -- жанр на наших экранах сугубо импортный: отечественное кино им совсем не рискует баловаться. Робеет касаться новейшей истории и ее персонажей. Слишком опасно. А вот Полански не оробел. За что, я полагаю, и провел почти год под арестом. И эта история, по моему мнению, еще не завершилась.

Комментариев нет:

Отправить комментарий