вторник, 27 апреля 2010 г.

Как я провел этим летом

Недавний 60-й Берлинский международный кинофестиваль неожиданно принес славу России. На этом Берлинале в феврале 2010 года фильм Алексея Попогребского "Как я провел этим летом" отхватил аж три приза. Вот их перечень:
  • Серебряный медведь за выдающийся вклад в киноискусство -- оператор Павел Костомаров.
  • Серебряный медведь за лучшее исполнение мужской роли -- актер Сергей Пускепалис.
  • Серебряный медведь за лучшее исполнение мужской роли -- актер Григорий Добрыгин.


В картине снялись всего два актера и оба получили призы -- награждена вся актерская группа в полном составе. А вот режиссер Алексей Попогребский не получил никакого приза за этот свой невнятный эко-триллер. И не случайно, полагаю. Разве можно было дать ему приз за столь туманные мотивации героев и историю с чем-то непонятным, но явно радиоактивным? Заметьте, эта радиоактивная мина закладывается в самых первых кадрах фильма и потом играет важную, хоть и непонятную роль.

Что это за страшную радиоактивную штуковину показал нам Попогребский? На этот вопрос ответить легко — речь идет о вполне реальном РИТЭГ (Радиоизотопный Электрогенератор), источнике питания для удаленных стратегических объектов, похожем на атомный low-tech из киберпанковских романов. Правда, понять это мне удалось только пообщавшись с создателем этих самых РИТЭГ Юрием Басиным, с которым мы дружим блогами.

Юрий на склоне лет живет в Ашкелоне, в Израиле, на берегу Средиземного моря. А раньше он жил на берегу Черного моря в Абхазии и работал в научной лаборатории в Сухуми, которая разрабатывала такие автономные источники тока для маяков и метеостанций Заполярья. Лет тридцать назад было создано всего около 550 таких установок, причем более 300 штук из них до сих пор работают. Так что весь наш Север утыкан подобными радиоактивными устройствами, но никто до сих пор не бил тревоги по этому поводу.


Впрочем, рекомендую сходить в блог Юрия и почитать подробнее в комментарии, что он сам пишет о РИТЭГ. Он там указывает на важную неточность режиссера. См. ЗДЕСЬ внизу страницы. Фото из блога Юрия Басина. Кстати, как я понял, этот РИТЭГ не так уж и опасен, и копченая в нем рыба едва ли станет токсичной и сильно радиоактивной.

В рекламной аннотации фильм описывается не менее туманно, чем он есть на самом деле:

"Начальник полярной станции Сергей и молодой стажер Павел -- одни на острове в Северном ледовитом океане. Подходит к концу их вахта. Впервые за много лет Сергей окажется на материке, где его дожидается семья. Окончится летняя практика Павла, а он не испытал и сотой доли тех приключений, на которые рассчитывал, отправляясь в Заполярье. Единственный канал общения с миром -- неустойчивая радиосвязь с центральной базой. В отсутствие Сергея приходит сообщение, с которым Павел попросту не знает, как поступить. Он надеется, что скоро за ними придет теплоход и тогда все разрешится само собой. Но на Крайнем Севере возможно всё. И иногда приходится выбирать между своей жизнью и жизнью другого…"

Только это всё брехня. Никакие приключения Павла не интересуют. Он типичный городской житель, который совершенно не приспособлен к выживанию на острове в океане в районе Чукотки. Его больше интересует его музыка в плеере и игры в компьютере, а Чукотка ему совершенно по барабану. Вот этот разрыв между хлипким, но комфортным виртуальным искусственным миром современной цивилизации и реальным, но требующим мужества и силы характера миром природы нам и показывает режиссер, хотя получается это у него довольно коряво и недостаточно убедительно. Инфантилизм Павла оказывается причиной главного конфликта в фильме, когда с каждым шагом совершить необходимый решительный поступок и исправить ошибку оказывается все труднее и труднее.

"Потрясающее исследование природы человеческой слабости" -- отметил журнал Variety. Хотя меня это исследование слабого характера совсем не потрясло, а просто огорчило. Похоже, сильные и цельные мужики постепенно становятся все более редким, исчезающим видом.

Комментариев нет:

Отправить комментарий