среда, 17 февраля 2010 г.

"Антихрист" Ларса фон Триера

Около месяца тому назад я посмотрел фильм «Антихрист» датского режиссера Ларса фон Триера. В блоге я об этом не стал сразу писать, чтобы переварить и осмыслить пережитый культурный шок от этого арт-хаусного кино.

Могу с полной уверенностью утверждать, что это кино не для тех, кому нравится «Аватар». Это точно кино не для всех. А может быть даже, "кино ни для кого". Не зря критики говорят, что 109 минут этого фильма, наверное, самые трудные и неприятные минуты экранного времени в истории кино.

Когда этот фильм впервые показали на кинофестивале в Каннах в 2009 году, в прессе появились такие сообщения. «Как сообщает 18 мая Reuters, присутствовавшие на сеансе зрители сопровождали показ фильма едкими комментариями, ироничным смехом, громкими возгласами и даже свистом. По словам журналистов Reuters, кинокритики и журналисты, присутствовавшие на показе, выражали свое недовольство активнее, чем это обычно принято. После окончания сеанса многие критики назвали фильм «вызывающим» и заявили, что не понимают, каким образом эта картина могла оказаться в числе претендентов на главную награду кинофестиваля». Подобная реакция сопровождала показ этого фильма и во других странах, что даже вызвало нарекания в шоковой терапии.

И не удивительно. В «Антихристе» представлена полная обойма наглядной и чрезвычайно натуралистической «чернухи» на грани психопатологии. Здесь есть вполне откровенные порнографические кадры в самом прямом и хрестоматийном значении термина: изображение крупным планом гениталий в момент полового акта. Начинается фильм трагической гибелью ребенка. Здесь есть также затяжные моменты изысканного садизма с легко читаемой пародией на мучения на кресте. И не менее изысканный мазохизм, когда в фильме фон Триера ручная дрель ввинчивается в ногу. Последующие мучения с болтом и шлифовальным кругом тоже переживаются как в кошмаре. От такого акта жестокого и целенаправленного женского мазохизма неподготовленная публика должна содрогаться от ужаса, вскрикивать и грызть ногти. Режиссер позаботился о том, чтобы зрителей охватил ужас.

Но и это еще не все! Гораздо больший шок вызывает жуткая сцена клитороэктомии ножницами. Видимо, это следует читать как проповедь самоотречения от греховных наслаждений мастурбацией и сексом. В XVII-XIX веках клитороэктомия практиковалась христианами в Европе, как верное средство от греховных наслаждений. Подобное ритуальное женское обрезание до сих пор практикуется более чем в 30 странах Азии и Африки, где господствует фанатичный ислам. В Судане варварскую процедуру удаления клитора пережили около 90 процентов женщин. А всего в мире более 135 миллионов обрезанных женщин! И многие арабские общины продолжают его практиковать, наряду с паранджой и чадрой, чтобы оберегать женщин от любых сексуальных посягательств и соблазнов.

Отзывов на этот фильм фон Триера появилось множество. Одни характеризуют фильм «Антихрист» как порно-хоррор, другие как философское порно. Однако любому искушенному зрителю, знакомому с предыдущими творениями фон Триера, хотя бы с его последними вымученными и неимоверно скучными работами «Догвиль» и «Мандерлей», понятно, что «Антихрист» следует рассматривать в контексте постмодернизма, а не пытаться расшифровывать упакованные в нем символы. Мрачный, приглушенный цвет и темные кадры фильма лишь усиливают гнетущее психическое воздействие на зрителя.

Культурологические, религиозные, философские и эстетические цитаты и намеки в духе постмодернизма идут сплошным потоком. Невольно улавливаешь взглядом и анализируешь постоянные вкрапления в аудиовизуальный ряд нарочитых постановочных кадров, навеянных изобразительными образами и сюжетами картин Босха, Брейгеля, Гойи и др. А знаки, символы и откровенные цитаты из фильмов Андрея Тарковского просто не дают покоя: вода, лесной пейзаж, букет, желуди, звери, статуэтки, трава, дом, дерево, натюрморт… Это мгновенно узнаваемая эстетика Андрея Тарковского из фильмов любимого режиссера фон Триера. Постоянно ловишь себя на том, что на экране только что мелькнул кадр из фильмов «Солярис», «Зеркало», «Сталкер» или «Жертвоприношение». Так что когда «Антихрист» вдруг завершается словами посвящения Андрею Тарковскому, это вовсе не вызывает недоумения. Однако, хотя перед нами добротное и крепкое кино, в нем даже намек на уровень Андрея Тарковского можно расценивать не иначе как святотатство. Не говоря уж об идейной стороне и высокой духовной насыщенности фильмов Тарковского, относительно которой фильм фон Триера выглядит полной противоположностью, граничащей с беспомощностью, так как на достойно «антихристово» опровержение идей Тарковского у автора явно не хватает сил. В фильме «Антихрист» скорее читается депрессия, бессилие, усталость и мизантропия. Сумбур вместо музыки.

Об этом фильме и о Ларсе фон Триере блестяще высказался Сергей Голубицкий в «Компьютерра-Онлайн» (увы, бумажная версия «Компьютерры» скончалась!), проведя настоящий психоанализ фильма: «Фон Триер -- такой же датский режиссёр, как Анатолий Вассерман -- мэр Токио. Создатель «Антихриста» вырос в семье евреев-коммунистов и идейно-пламенных нудистов. <…> Фамильный кошмар наложился на реалии датской культуры, которая сама по себе – особая песня, а затем окончательно обломился в предсмертном признании матери фон Триера о том, что она зачала сына на стороне от Фрица Хартманна. В результате психика Ларса окончательно рассыпалась, а миру явился переход в католицизм, самовольная узурпация дворянской приставки «фон» и много-много других прелестей, среди которых «Антихрист» занимает вполне себе достойное место. <…> В лице Ларса фон Триера мы получили удивительное зеркальное отражение Вуди Аллена, с той лишь разницей, что у последнего биографические изломы психики отлились в креатив гораздо более высокого качества. Короче говоря, забавный персонаж, этот «фон» Триер из Коминтерна.»

Голубицкий объясняет моду на Триера тем, что его поддерживает и финансирует леволиберальное культур-треггерское лобби интеллектуалов Нью-Йорка, которое продвигает и некоторых других своих любимчиков в популярной культуре. Например, это лобби создало феномен Дэна Брауна, который писал убыточные романы, но в его «Коде да Винчи» лобби усмотрело полезные для себя мотивы и включило свою мощную машину паблисити, в мгновение ока превратившую бездаря в успешного мультимиллионера.

В последнее время я посмотрел еще пару фильмов, которые вызвали у меня схожие чувства, точнее -- неудержимые позывы на рвоту и откровенное неприятие. Это российский фильм по роману Санаева «Похороните меня за плинтусом» и новый американский фильм по роману Кормака Маккарти «Дорога» (The Road).

Комментариев нет:

Отправить комментарий